30.06.2010

Башня повышенной устойчивости

<table border="0" cellspacing="0" cellpadding="0">
<tbody>
<tr>
<td>
<p> </p>
<p>Подготовка к началу строительства «Охта-Центра» идет без остановок. На территории комплекса продолжаются археологические исследования, ведутся испытания будущих фасадных конструкций, фундаментов. На стройплощадке возведены два этажа будущей башни в натуральную величину со всеми инженерными сетями, конструктивными решениями, на этом «макете» осуществлялись всевозможные испытания. Каким видят проект его инженеры, проектировщики, о будущей «начинке» небоскреба и системах его безопасности корреспонденту РБК daily ИРИНЕ ЛАПЕЧЕНКОВОЙ рассказал исполнительный директор ОДЦ «Охта» АЛЕКСАНДР БОБКОВ.</p>
<p><strong>— Критики проекта неоднократно высказывали опасения, что петербургские болотистые грунты не выдержат столь мощного сооружения. Предусматривает ли проект какие-то специальные решения при возведении фундаментов? </strong></p>
<p>— Проектные решения фундаментов учитывают не только близость Невы и Большой Охты к будущему зданию, но и особенности грунтов. Фундаменты будут опираться на глубине более 60 м на вендские глины. Испытания свидетельствуют, что в отдельных случаях наши проектные решения двукратно превышают необходимые требования по несущей способности фундаментов.</p>
<p>Структура фундамента будет состоять из трех частей: стена в грунте, которая ограничит территорию будущего строительства, глубокие сваи как основная масса несущей способности и сваи-барретты, на которые будет опираться сама башня. Проектом предполагается, что в основе здания будет лежать 161 глубинная свая и 121 барретта (общей длиной более 700 м). Доля затрат на фундаментные работы в нашем проекте составляет 15—20% от общего объема финансирования.</p>
<p><strong>— Как проводились испытания на устойчивость к внешним воздействиям? </strong></p>
<p>— Для того чтобы изучить воздействие петербургского климата на фасады, на площадке будущего комплекса был построен специальный экспериментальный павильон, представляющий собой два этажа будущей башни в натуральную величину со всеми проектными инженерными сетями и оборудованием, с проектными конструктивными решениями. С ноября прошлого года в павильоне проводились всевозможные испытания различных режимов функционирования внутреннего пространства совместно с проектным фасадом. Испытания завершены, мы получили бесценные фактические, а не только расчетные данные, и они уже послужили основанием для корректировки некоторых разделов проекта, что позволит в дальнейшем, в частности, оптимизировать затраты на эксплуатацию сооружения.</p>
<p><strong>— Проводились ли испытания модели комплекса в аэро­динамической трубе? </strong></p>
<p>— Испытания проводились в Великобритании с использованием масштабного макета. Были получены данные, проверенные опытным путем, которые легли в основу изменения некоторых архитектурных решений. В том числе были скорректированы некоторые элементы формы самого здания, которые бы учитывали существующую розу ветров и не позволяли петербургским ветрам существенно воздействовать на здание.</p>
<p><strong>— В высотных зданиях одна из важных, но и одна из проблемных частей — это лифты. Какие они будут в ОДЦ «Охта»? </strong></p>
<p>— При проектировании лифтов в нашем здании учитывался мировой опыт высотного строительства. Мы уверены, что проблем при эксплуатации возникнуть не может. В здании предусмотрены лифты разного типа, в том числе двухпалубные. Всего будет 36 лифтов, в том числе четыре лифта со скоростью 7 м/с, 30 обычных лифтов со скоростью 1—6 м/с, а также два лифта со скоростью движения 8 м/с, в том числе для доставки посетителей на смотровые площадки. Эти лифты будут преодолевать расстояние от первого до последнего этажа за одну минуту. Отдельными лифтами будет оборудован подземный четырехъярусный паркинг.</p>
<p><strong>— Система водоснабжения в высотках организована как-то особенно? </strong></p>
<p>— Именно так. Система водоснабжение расположена в несколько ярусов. Но в вопросах водоснабжения высотных зданий мы не будем пионерами, и здесь предусмотрена уже давно опробованная система насосов, резервуаров, чтобы люди не чувствовали разницы между небоскребом и обычным пятиэтажным зданием.</p>
<p><strong>— Планировалось, что небоскреб будет использовать энергию солнца, чтобы частично обеспечить потребности в электроэнергии. Будет реализована эта идея? </strong></p>
<p>— Действительно, такие планы были. На павильоне, установленном на площадке, был сооружен козырек из солнечных батарей. Но испытания показали, что в наших широтах это неэффективно — энергии хватит на один-два компьютера, а затраты на установку и эксплуатацию системы будут очень велики. Так что мы будем использовать энергию от традиционных турбин и генераторов.</p>
<p><strong>— Сколько энергии будет потреблять комплекс и какие энергоисточники для этого потребуются? </strong></p>
<p>— На электроснабжение нашего комплекса по проекту необходимо обеспечить 27,6 МВт, для теплоснабжения в основном режиме — 46,87 Гкал/ч, в аварийном — 6,47 Гкал/ч. Для этого на территории комплекса планируется построить две распределительные трансформаторные подстанции с номинальным напряжением 10 кВ суммарной установленной мощностью 41,2 МВт.</p>
<p>Будет построен также тепловой пункт мощностью 46,87 Гкал/ч.</p>
<p>В настоящее время схема внешних инженерных сетей разработана и согласована со всеми организациями и ведомствами топливно-энергетического комплекса Петербурга. В соответствии с этой схемой предполагается строительство новой ТЭЦ (решение о выделении участка под изыскания для строительства ТЭЦ правительство Петербурга приняло на заседании 17 мая. — РБК daily). Это будет отдельный инвестиционный проект, который частично оплатит ОДЦ «Охта». Проект внешних инженерных сетей в данный момент еще дорабатывается.</p>
<p><strong>— Как будет обеспечиваться безопасность столь масштабного комплекса? </strong></p>
<p>— В проекте предусмотрены все современные достижения в этой области, особенно в плане идентификации посетителей, разделения потоков на сотрудников и гостей, дистанционное определение потенциальной угрозы, в том числе всех типов взрывчатых веществ. Предусмотрена защита от несанкционированного проникновения, будут установлены заградительные барьеры для транспортных средств. Отмечу, что в разработке этого раздела принимали участие представители федеральной службы охраны и других силовых структур.</p>
<p><strong>— А пожарная безопасность? </strong></p>
<p>— Основная технология тушения пожара в высотных зданиях — это локализация огня в отсеках, границы которых имеют большую огнестойкость. Кстати, по уровню огнестойкости и времени устойчивости основных конструктивных элементов наше здание вдвое превышает западные аналоги. В случае возникновения угрозы пожара автоматические системы пожаротушения подавляют огонь водой под давлением, специальными растворами и пенами, которые ограничивают и прекращают доступ кислорода и прекращают горение.</p>
<p>Для эвакуации через каждые 70 м в здании расположены специальные эвакозоны, которые имеют еще больший, чем отсеки, срок защиты от огня. Люди собираются в этих зонах, а затем по лестницам или на специальных люльках при фасадной эвакуации спускаются вниз.</p>
<p>В концепции строительства предусмотрено дооборудование близлежащих пожарных частей, а также строительство пожарного депо в непосредственной близости от комплекса.</p>
<p><strong>— Можно ли сказать, сколько средств от общего объема вложений в проект будет потрачено на обеспечение безопасности? </strong></p>
<p>— Прямо или косвенно на эти цели уйдет около 5% средств. Примерно такой же объем будет выделяться на обеспечение безопасности от общих затрат на эксплуатацию.</p>
<p><strong>— Генподрядчик остается прежним? </strong></p>
<p>— Да, компания Arabtec Construction, которая была выбрана по конкурсу в 2007 году, остается нашим генподрядчиком. Она имеет большой опыт строительства высотных зданий, и последний ее проект, с которого основные специалисты компании перейдут к нам, — это строительство самого высокого здания в мире — Башни Халифа в Дубае.</p>
<p><strong>— На каком этапе сейчас находятся археологические исследования? </strong></p>
<p>— Археологические исследования проходят на 90% территории предполагаемого строительства — таких примеров не было ни в России, ни за рубежом. Уже исследовано более 25 тыс. кв. м территории, в работе участок 15 тыс. кв. м. Завершение работы мы планируем уже в этом году.</p>
<p><strong>— Проект уже отправлен в Главгосэкспертизу? </strong></p>
<p>— С учетом большого объема документации и уникальности здания было принято решение о передаче документации на экспертизу в два этапа.</p>
<p>Мы подавали в Главгосэкспертизу материалы первого раздела проекта — «Изыскательские, инженерные и геологические исследования». Это большая часть полного комплекта проектной документации. На основании данных из этого раздела экспертиза определяет осуществимость реализации конкретного проекта.</p>
<p>Этот раздел уже был на экспертизе, и в феврале мы получили заключение, в котором содержался ряд требований о предоставлении дополнительных данных и сведений. Ответами на эти вопросы и получением запрашиваемых данных мы занимались в течение трех месяцев, и недавно этот раздел проекта с новыми данными был направлен на повторную экспертизу.</p>
<p><strong>— Какие дополнительные данные потребовались Главгосэкспертизе? </strong></p>
<p>— Основные требования касались дополнительной информации о полевых, натурных испытаниях грунтов конструкциями фундамента, в том числе свай и особого типа фундамента — барретт. Экспертизу интересовало, как ведут себя грунты при таком типе фундамента и таких проектируемых нагрузках. Обычно ответы на эти вопросы получаются на стадии рабочего проектирования. Однако, вероятно, с учетом нетипичности сооружения данные потребовались для заключения экспертизы уже на данной стадии проектирования, мы заказали испытания, провели их и дополнили документацию полученными результатами.</p>
<p>Кроме того, было требование экспертизы разработать и утвердить новые специальные технические условия испытания свай и барретт. Мы эту работу также успешно провели, и теперь в Министерстве регионального развития такие технические условия зарегистрированы, и по ним будет проводиться работа не только на нашем объекте, но и в будущем на других аналогичных объектах в России.</p>
<p>Также одним из требований Главгосэкспертизы было предоставить дополнительные сейсмические расчеты. Данное требование, вероятно, возникло в результате усилившейся в последнее время сейсмической активности в разных точках земного шара, а также высоты и объемов нашего сооружения. Мы заказали дополнительные исследования и расчеты Институту физики Земли Академии наук и получили данные, которые также дополнят первый раздел проектной документации.</p>
<p><strong>— Когда планируется направить в Главгосэкспертизу весь проект? </strong></p>
<p>— В ближайшее время. Далее мы будем работать над проектом с учетом замечаний, которые будут получены в ходе экспертизы.</p>
<p><strong>— Сроки реализации проекта могут сдвинуться? </strong></p>
<p>— Первая очередь проекта по плану будет завершена в 2014 году.</p>
<p>Бобков Александр родился 18 октября 1966 года в Виннице. В 1988 году окончил Ленинградский государственный университет по специальности «политическая экономия», квалификация — «экономист, преподаватель политэкономии». С 1992-го по январь 1993 года — вице-президент АО «Проксима». До 1994-го был первым вице-президентом АО. С 1994 по 1999 год — управляющий АООТ «Генеральная строительная корпорация». С 1998 по 2003 год — генеральный директор ООО «ГСК Красный треугольник». С 2001 по 2002 год — генеральный директор ЗАО «Кировский пассаж». С 1999 года по настоящее время является управляющим ОАО «Генеральная строительная корпорация». С 1999-го по январь 2010 года — генеральный директор ООО «Управляющая компания «ГСК Холдинг». С января 2010 года — исполнительный директор ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта».</p>
<p>30 июня 2010г.</p>
<p><strong>Источник:</strong> РБК daily</p>
</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p> </p>