23.07.2014

"Нева" тонет, туристы спасаются

nterfax-Russia.ru – Несколько тысяч российских туристов застряли за границей из-за приостановки работы турфирмы "Нева". Смогут ли клиенты получить свои деньги назад?

Одна из самых крупных туристических компаний России ЗАО "Фирма Нева" объявила о приостановке деятельности 16 июля "в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам реализации туристского продукта".

По состоянию на 22 июля, заграницей находились около 3 тыс. туристов "Невы", еще 16,5 тыс. человек купили у фирмы путевки, но так и не выехали на отдых. Эвакуацию клиентов "Невы", которые не имеют обратных билетов, взяло на себя объединение "Турпомощь". Всех людей планируется вернуть в Росси до 27 июля, сообщил порталу "Интерфакс-Туризм" директор объединения Вячеслав Басов.

Обязательства туристической компании ЗАО "Фирма Нева" перед клиентами, по предварительным оценкам, составляют примерно 75 млн рублей, сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" эксперт сообщества туроператоров.

Гражданская ответственность компании застрахована страховой компанией "Восхождение" на сумму 454 млн 200 тыс. рублей, сообщалось на сайте компании. Однако страховка "Невы" в 3 раза превышает капитал страховщика: по данным Банка России, уставный капитал СК "Восхождение" на 31 марта 2014 года составлял 156 млн рублей.

17 июля страховая компания начала принимать заявления от пострадавших, однако гарантий, что им выплатят все деньги, пока нет.

"Если вдруг будет риск, что финансового обеспечения на всех не хватит, то страховая компания, собрав все заявки от потребителей, будет производить выплаты пропорционально каждой стоимости тура", - сообщила "Интерфакс-Туризм" руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России (АТОР) Надежда Ефремова.

Дело в том, что страхование ответственности туроператора относится к добровольным видам страхования. Туроператору законом о профессиональной деятельности вменяется формировать гарантии перед клиентами, в том числе, с помощью полисов страхования ответственности, причем выбор партнера на страховом рынке остается за представителем туриндустрии. Часто страховщики демпингуют в борьбе за крупного клиента, а туроператоры выбирают самый дешевый вариант, сообщил "Интерфаксу" эксперт сообщества туроператоров.

Эксперты, опрошенные Interfax-Russia.ru, сомневаются, что клиенты "Невы" получат свои деньги в полном объеме и говорят о необходимости совершенствования законодательства в сфере туристического страхования.

Причины краха "Нева"

Эксперты считают, что в банкротстве любой компании, будь то супермаркет или туристический оператор, нет ничего необычного – ведь они живут по законам рынка. Определить причину произошедшего с "Невой", не зная ситуацию изнутри, довольно сложно, но некоторые версии у специалистов все-таки есть.

"Туроператорский рынок характеризуется очень жесткой конкуренцией, низкой рентабельностью – соответственно у него не очень высокий запас прочности. Очевидно, какие-то ошибки менеджмента, топ-менеджмента были совершены, и в результате компания своим конкурентам проиграла… Возможно, это были ошибки чисто тактические - лишние самолеты, лишние места в гостиницах", - сказал Interfax-Russia.ru первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович.

Как отметил начальник управления международного сотрудничества Ростуризма Валерий Коровкин, российский туристический рынок в принципе не очень крепко стоит на ногах, поэтому проблемы нехватки средств испытывают многие компании – не только "Нева".

По мнению Канторовича, "сгубить" компанию могла ее высокая финансовая прозрачность по сравнению с другими игроками рынка.

"Одним из акционеров "Невы" - примерно на треть - был немецкий фонд, который, в общем, прививал компании европейские стандарты. Например, не случайно у "Невы" самые большие финансовые гарантии… Они, насколько я знаю, были значительно более "белые и пушистые" с точки зрения налоговой отчетности и общей открытости, чем конкуренты, а это стоит денег", - подчеркнул он.

Как отметил Коровкин, многие российские туроператоры в погоне за клиентом часто увлекаются демпингом и начинают работать себе в убыток – в этом была причина разорения многих крупных компаний.

"Когда компании демпингуют, конечно, это не оздоровляет рынок, а в этом году, да и в прошлом, крупные компании, стараясь сохранить свою долю рынка или расширить ее, занимались демпингом... С "Ланта-Тур" несколько лет назад и с предыдущими игроками произошло вот что – путевка продавалась клиенту в минус 100-150 и больше долларов. О чем тут можно говорить? Демпинг – это уже системная вещь в туристическом бизнесе, я бы сказал. Видимо, не все правильно отрегулировано в отрасли", - сказал Коровкин, отметив при этом, что не обвиняет в демпинге "Неву".

Реакция рынка

По словам Канторовича, говорить о реакции рынка на ситуацию с "Невой" пока рано, так как с момента ее объявления о приостановке деятельности прошло совсем немного времени, но прогнозировать последствия можно уже сейчас.

"Всегда, когда происходят подобные вещи, спрос падает. Когда "Капитал-Тур" обанкротился, процентов на 30 обвалился спрос, потом постепенно восстановился. Поскольку в этом сезоне спрос вообще ниже, чем в прошлом году, прогнозировать процент снижения спроса сложно", - сказал он.

При этом собеседник Interfax-Russia.ru отметил, что в 2014 году глубина бронирования значительно ниже, чем в прошлом году. То есть люди не бронируют свои отпуска заранее, и поэтому нельзя сказать, придут ли теперь к туроператорам те, кто должен был купить путевки на сентябрь и октябрь.

Если человек все-таки соберется купить путевку у туроператора, то "на глазок" определить его финансовую устойчивость не получится – придется рассчитывать на удачу и интуицию, считают эксперты.

"Определить (что компания близка к банкротству – ИФ) невозможно, если вы не специалист по физиогномике и не "расколете" генерального директора с бегающими глазками. По объективным признакам понять это вряд ли удастся. Только когда происходят утечки информации по неплатежам, становится понятно, и то это не факт, что они обанкротятся", - считает Канторович.

С его мнением согласен Коровкин, который считает, что финансовые сложности бывают у всех, а банкротство часто происходит неожиданно. Государство, в свою очередь, поддерживать туроператоров не будет, поскольку это не выгодно.

"Странам нужен въезд туристов. Ни одна страна в мире, за некоторыми исключениями, не занимается выездами – это никого не интересует, это личное дело человека. И помогать компаниям, которые занимаются отправкой туристов зарубеж, не нужно – это экономически не выгодно", - подчеркнул он.

По мнению Канторовича, туроператорам также не стоит рассчитывать на какие-то послабления или преференции со стороны государства, достаточно "просто не мешать им работать" и принять закон, который бы обеспечил клиентам возврат их денег в случае банкротства компании.

Эксперты подчеркнули, что со стороны государства шаг может быть лишь один – не оберегать компании от банкротства, а помочь клиентам компании-банкрота получить свои деньги назад.

Новый законопроект о страховке

Канторович отметил, что у него есть сомнения в том, что страховщик выплатит все положенные клиентам "Невы" деньги. Однако он считает, что относительно небольшой уставной капитал компании-страховщика еще не говорит о ее невозможности выплатить деньги, так как в России, в отличие от Запада, компания может перестраховать (фронтировать) часть ответственности у другой компании.

"Вы говорите, что страховщик точно не заплатит, а я говорю – вполне возможно не заплатит. К сожалению, до сих пор, насколько я знаю, страховая компания не выступила и не сказала – не волнуйтесь, у нас все в порядке, мы все перестраховали, деньги у нас есть, все 454 миллиона, если потребуется, заплатим. Они молчат по этому поводу, а мы все волнуемся. Причем потребители не просто в волнении, а в панике, и это неправильно, конечно", - подчеркнул он.

При этом первый вице-президент Ассоциации туроператоров России подчеркнул, что ситуация с "Невой" в очередной раз показала необходимость более четкого законодательного регулирования сферы страхования в туризме.

"Когда вносились последние поправки в закон об основах туристской деятельности, касающихся финансовых гарантий, они были сделаны не совсем юридически грамотно, и его формулировки вполне позволяют двойное толкование. В результате этого, естественно, большая часть туроператоров истолковала эти поправки в свою сторону, и финансовые гарантии уменьшились, а "Нева" очень сильно увеличила – у нее было 100 миллионов, стало 454", - сказал Канторович.

При этом он сообщил, что когда эти поправки принимались, и АТОР, и союз страховщиков пытались провести изменения, суть которых заключалась в том, что туроператоры должны страховаться не отдельной компанией, а пулом страховщиков, которые бы перестраховывали друг друга и создавали, таким образом, коллективную ответственность. Однако этот пункт в окончательную редакцию поправок включен не был.

"Я согласен с необходимостью изменения законодательного регулирования этой сферы – если вопрос возникает и у меня, и у вас, то это неправильно. К великому сожалению, у нас все люди, которые занимаются туристическим законодательством, не очень понимают в туризме, а к тем, кто понимает, не прислушиваются", - заключил Канторович.

В свою очередь Коровкин отметил, что в Ростуризме уже занялись проработкой необходимых законодательных предложений.

"Законодательно урегулировать эту сферу можно, и сейчас этот страховой случай (я говорю о страховой части всего комплекса вопросов с "Невой"), обсуждается в этом русле – что и как сделать. Поручения уже даны в этом вопросе, необходимо представить предложения, которые бы страховую часть бизнеса нашего туристического обеспечили нормально… Если руководство Ростуризма об этом говорит, значит уже правительственное поручение, считайте", - сказал он.

Обозреватель Елизавета Паршукова