16.04.2015
О возможном снижении стоимости строительства стадионов к Чемпионату мира по футболу-2018 первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов упоминал еще в январе.
"Мы тех, кто строит стадионы, сейчас немного организовываем на то, чтобы посмотреть внимательно на проекты, может быть, сэкономить на проектных решениях, иметь возможность потратить не столько денег, сколько мы раньше планировали", - рассказал вице-премьер журналистам в кулуарах форума в Давосе.
Изначально российские власти рассчитывали, что на подготовку к ЧМ-2018 из федерального бюджета уйдет около 300 млрд рублей, но позже министр спорта РФ Виталий Мутко пояснил, что в общей сложности на проведение мирового футбольного первенства Россия потратит около 600 млрд рублей, причем, половину этой суммы составят частные инвестиции.
Так, в целом программа подготовки к проведению в 2018 году в РФ чемпионата мира по футболу предусматривала выделение 664,1 млрд рублей. В том числе 336,2 млрд рублей - из федерального бюджета, 101,6 млрд рублей - из региональных бюджетов, 226,3 млрд рублей - из внебюджетных источников.
Самые большие расходы были запланированы на строительство и реконструкцию транспортной инфраструктуры (аэропортов и автодорог) - всего 337,4 млрд рублей (федеральные средства - 156,3 млрд).
На строительство и реконструкцию спортивных объектов - строительство стадионов в Петербурге, Волгограде, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске и Москве (стадион "Спартак"), реконструкция стадионов в Екатеринбурге, Казани и Сочи, а также реконструкция "Лужников" в Москве - с учетом подготовительных мероприятий планировали израсходовать 177 млрд рублей (120,9 млрд - федеральные деньги).
На строительство и реконструкцию гостиниц и других средств размещения программой предусматривали 65,5 млрд рублей (из них 64 млрд - из внебюджетных источников), на подготовку инфраструктуры связи и IT - 12,3 млрд рублей, на инфраструктуру здравоохранения - 3,6 млрд рублей, околоспортивную инфраструктуру - 20,2 млрд рублей, энергоснабжение - 13,6 млрд рублей, прочие мероприятия - 3,2 млрд рублей. На реализацию мероприятий по безопасности планировали потратить 30,9 млрд рублей (все средства из федерального бюджета).
Однако в конце января глава Минспорта сообщил о сокращении расходов. "Как и у всех ведомств, в целом все программы сокращены на 10%. В этой программе - программе подготовки к чемпионату мира - сокращению подверглись те статьи, которые не касаются инфраструктуры", - уточнил Мутко.
По его словам, речь идет об организационных вопросах, субсидий оргкомитету, подготовки к церемонии жеребьевки и других расходах. "Все инфраструктурные инвестиции сохранены. Это одна из статей, которая будет сохранена. То есть в принципе все ресурсы, которые мы планируем затратить на строительство стадионов, инфраструктуру, временные сооружения и коммунальную инфраструктуру - все сохранены", - добавил министр.
При этом он отметил, что в связи с проблемой удорожания ряда материалов, необходимых для строительства, стоимость стадионов возрастает. "У каждого стадиона 25% структуры это импорт. Начинку не всю, к сожалению, мы сегодня можем заменить", - заявил Мутко, отметив, что объективно удорожание стадионов оценивается в 25-30%.
Впрочем, тема стоимости строительства стадионов к ЧМ-2018 стала острой еще до масштабной девальвации рубля и разгона инфляции до двузначных цифр. Так, основной владелец "Стройтрансгаза" (СТГ) Геннадий Тимченко не раз говорил, что компания не возьмется за убыточные проекты, хотя еще в марте правительство назначило СТГ подрядчиком строительства стадионов в Нижнем Новгороде и Волгограде.
Изначально оба объекта были оценены Минспортом в 15 млрд рублей, представители СТГ, в свою очередь, называли предложенные условия убыточными. В итоге к началу сентября 2014 года компромисс был достигнут - сметная стоимость нижегородского и волгоградского 45-тысячников была утверждена в размере 17 млрд и 16,5 млрд рублей соответственно. Правда, после этого рубль пережил глубокое падение к доллару и евро, а инфляция разогналась до 15%.
СТГ в качестве одной из возможных мер снижения рисков для подрядчиков также предлагал изменения конструктивных решений в проектной документации по обоим стадионам с уменьшением вместимости с 45 до 35 тыс. мест.
10 февраля первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов провел совещание, на котором обсуждалась возможность перепланировки стадионов для оптимизации стоимости. Он также поручил профильным ведомствам и организациям "детально изучить всю цепочку от заказчиков до производителей для исключения из нее компаний-посредников, увеличивающих стоимость продукции для строительства и оснащения стадионов".
Обсуждалось на совещании и импортозамещение при строительстве. Без внесения изменений в проектную документацию импортозамещение может составить 20%, с внесением - еще 40%. В металлопродукции замена на отечественную продукцию может достигнуть 90%.
Через несколько дней правительство РФ приняло решение изменить вместимость стадионов в Калининграде и Екатеринбурге – вместо 45 тыс., как предполагалось ранее, арены решено было строить из расчета на 35 тыс. зрительских мест. Изменения были согласованы Минспортом России с Международной федерацией футбольных ассоциаций (FIFA).
Кроме того, программа подготовки к проведению чемпионата мира по футболу предусматривала строительство и реконструкцию 48 тренировочных площадок для предсоревновательных тренировок. С FIFA согласовали перечень из 37 таких тренировочных площадок. В связи с этим из программы исключили 10 тренировочных площадок, а тренировочную площадку в Нижнем Новгороде заменили на тренировочную площадку в Ростове-на-Дону.
Для дальнейшей корректировки проектной документации стадионов требовалось внести изменения в госконтракты, заключенные для выполнения строительно-монтажных работ. Соответствующее распоряжение правительства предоставляет Минспорту "в целях недопущения срыва сроков строительства стадионов" возможность оперативно менять цену, сроки и объемы выполняемых работ.
В частности речь идет о замене оборудования и материалов иностранного производства российскими аналогами, упрощении технологических решений кровли стадионов и их архитектурного облика.
Столичные власти уже прорабатывают варианты увеличения доли российского оборудования при подготовке Большой спортивной арены "Лужники" в Москве к Чемпионату мира.
"Большую часть оборудования, необходимого для реконструкции Большой спортивной арены в Лужниках, составляют системы российского производства, однако ранее предполагалось использование импортных высокотехнологичных инженерных систем", - рассказал "Интерфаксу" заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Он подчеркнул, что на сегодня контракты на монтаж этих систем еще не подписаны и в рамках их подготовки прорабатываются варианты использования российских аналогов.
По мнению генерального директора стадиона "Открытие Арена" Андрея Федуна, руководившего строительством стадиона, при возведении объекта вполне реально "процентов на 90" использовать российские строительные материалы.
"Где-то качество, возможно, будет чуть похуже, чем у импортных, но это не станет проблемой для стадиона. Сейчас у нас делают и керамогранит, и нормальную плитку, так что проблем не существует. Строительная база у нас хорошо развита", - пояснил Федун свою точку зрения "Московскому комсомольцу".
При этом, по его словам, все равно возникнет вопрос с оборудованием: "Главная проблема - телекоммуникационное оборудование. Хорошей "айтишной" инфраструктуры у нас не делают, а без нее нет телевидения".
Между тем, как пояснил "Интерфаксу" министр спорта, распоряжение правительства – лишь техническое постановление, дающее возможность заказчикам не проводить дополнительные конкурсы для внесения изменений в проекты.
По словам Мутко, речь не идет о намерении удешевить проекты стадионов. "Это не удешевление. Задача - удержатся в это ценовой гамме", - уточнил собеседник агентства, добавив, что внесение изменений в проекты связано, в частности, с ростом курса валют и подорожанием импортных стройматериалов.
При этом министр подчеркнул, что изменение условий госконтрактов на строительство стадионов никак не скажется на сроках их строительства и ввода в эксплуатацию: "Графики все утверждены, подписаны, так что ничего меняться не будет".
Подписанное распоряжение касается контрактов на строительство стадионов в Самаре, Саранске, Волгограде, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Длительность каждого государственного контракта превышает три года, цена составляет более 10 млрд рублей.
Возвести вопреки
Interfax-Russia.ru – Проекты стадионов для ЧМ-2018 пересмотрят с учетом упрощения технологических решений, их архитектурного облика и замены импортных стройматериалов российскими аналогами.О возможном снижении стоимости строительства стадионов к Чемпионату мира по футболу-2018 первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов упоминал еще в январе.
"Мы тех, кто строит стадионы, сейчас немного организовываем на то, чтобы посмотреть внимательно на проекты, может быть, сэкономить на проектных решениях, иметь возможность потратить не столько денег, сколько мы раньше планировали", - рассказал вице-премьер журналистам в кулуарах форума в Давосе.
Изначально российские власти рассчитывали, что на подготовку к ЧМ-2018 из федерального бюджета уйдет около 300 млрд рублей, но позже министр спорта РФ Виталий Мутко пояснил, что в общей сложности на проведение мирового футбольного первенства Россия потратит около 600 млрд рублей, причем, половину этой суммы составят частные инвестиции.
Так, в целом программа подготовки к проведению в 2018 году в РФ чемпионата мира по футболу предусматривала выделение 664,1 млрд рублей. В том числе 336,2 млрд рублей - из федерального бюджета, 101,6 млрд рублей - из региональных бюджетов, 226,3 млрд рублей - из внебюджетных источников.
Самые большие расходы были запланированы на строительство и реконструкцию транспортной инфраструктуры (аэропортов и автодорог) - всего 337,4 млрд рублей (федеральные средства - 156,3 млрд).
На строительство и реконструкцию спортивных объектов - строительство стадионов в Петербурге, Волгограде, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске и Москве (стадион "Спартак"), реконструкция стадионов в Екатеринбурге, Казани и Сочи, а также реконструкция "Лужников" в Москве - с учетом подготовительных мероприятий планировали израсходовать 177 млрд рублей (120,9 млрд - федеральные деньги).
На строительство и реконструкцию гостиниц и других средств размещения программой предусматривали 65,5 млрд рублей (из них 64 млрд - из внебюджетных источников), на подготовку инфраструктуры связи и IT - 12,3 млрд рублей, на инфраструктуру здравоохранения - 3,6 млрд рублей, околоспортивную инфраструктуру - 20,2 млрд рублей, энергоснабжение - 13,6 млрд рублей, прочие мероприятия - 3,2 млрд рублей. На реализацию мероприятий по безопасности планировали потратить 30,9 млрд рублей (все средства из федерального бюджета).
Однако в конце января глава Минспорта сообщил о сокращении расходов. "Как и у всех ведомств, в целом все программы сокращены на 10%. В этой программе - программе подготовки к чемпионату мира - сокращению подверглись те статьи, которые не касаются инфраструктуры", - уточнил Мутко.
По его словам, речь идет об организационных вопросах, субсидий оргкомитету, подготовки к церемонии жеребьевки и других расходах. "Все инфраструктурные инвестиции сохранены. Это одна из статей, которая будет сохранена. То есть в принципе все ресурсы, которые мы планируем затратить на строительство стадионов, инфраструктуру, временные сооружения и коммунальную инфраструктуру - все сохранены", - добавил министр.
При этом он отметил, что в связи с проблемой удорожания ряда материалов, необходимых для строительства, стоимость стадионов возрастает. "У каждого стадиона 25% структуры это импорт. Начинку не всю, к сожалению, мы сегодня можем заменить", - заявил Мутко, отметив, что объективно удорожание стадионов оценивается в 25-30%.
Впрочем, тема стоимости строительства стадионов к ЧМ-2018 стала острой еще до масштабной девальвации рубля и разгона инфляции до двузначных цифр. Так, основной владелец "Стройтрансгаза" (СТГ) Геннадий Тимченко не раз говорил, что компания не возьмется за убыточные проекты, хотя еще в марте правительство назначило СТГ подрядчиком строительства стадионов в Нижнем Новгороде и Волгограде.
Изначально оба объекта были оценены Минспортом в 15 млрд рублей, представители СТГ, в свою очередь, называли предложенные условия убыточными. В итоге к началу сентября 2014 года компромисс был достигнут - сметная стоимость нижегородского и волгоградского 45-тысячников была утверждена в размере 17 млрд и 16,5 млрд рублей соответственно. Правда, после этого рубль пережил глубокое падение к доллару и евро, а инфляция разогналась до 15%.
СТГ в качестве одной из возможных мер снижения рисков для подрядчиков также предлагал изменения конструктивных решений в проектной документации по обоим стадионам с уменьшением вместимости с 45 до 35 тыс. мест.
10 февраля первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов провел совещание, на котором обсуждалась возможность перепланировки стадионов для оптимизации стоимости. Он также поручил профильным ведомствам и организациям "детально изучить всю цепочку от заказчиков до производителей для исключения из нее компаний-посредников, увеличивающих стоимость продукции для строительства и оснащения стадионов".
Обсуждалось на совещании и импортозамещение при строительстве. Без внесения изменений в проектную документацию импортозамещение может составить 20%, с внесением - еще 40%. В металлопродукции замена на отечественную продукцию может достигнуть 90%.
Через несколько дней правительство РФ приняло решение изменить вместимость стадионов в Калининграде и Екатеринбурге – вместо 45 тыс., как предполагалось ранее, арены решено было строить из расчета на 35 тыс. зрительских мест. Изменения были согласованы Минспортом России с Международной федерацией футбольных ассоциаций (FIFA).
Кроме того, программа подготовки к проведению чемпионата мира по футболу предусматривала строительство и реконструкцию 48 тренировочных площадок для предсоревновательных тренировок. С FIFA согласовали перечень из 37 таких тренировочных площадок. В связи с этим из программы исключили 10 тренировочных площадок, а тренировочную площадку в Нижнем Новгороде заменили на тренировочную площадку в Ростове-на-Дону.
Для дальнейшей корректировки проектной документации стадионов требовалось внести изменения в госконтракты, заключенные для выполнения строительно-монтажных работ. Соответствующее распоряжение правительства предоставляет Минспорту "в целях недопущения срыва сроков строительства стадионов" возможность оперативно менять цену, сроки и объемы выполняемых работ.
В частности речь идет о замене оборудования и материалов иностранного производства российскими аналогами, упрощении технологических решений кровли стадионов и их архитектурного облика.
Столичные власти уже прорабатывают варианты увеличения доли российского оборудования при подготовке Большой спортивной арены "Лужники" в Москве к Чемпионату мира.
"Большую часть оборудования, необходимого для реконструкции Большой спортивной арены в Лужниках, составляют системы российского производства, однако ранее предполагалось использование импортных высокотехнологичных инженерных систем", - рассказал "Интерфаксу" заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Он подчеркнул, что на сегодня контракты на монтаж этих систем еще не подписаны и в рамках их подготовки прорабатываются варианты использования российских аналогов.
По мнению генерального директора стадиона "Открытие Арена" Андрея Федуна, руководившего строительством стадиона, при возведении объекта вполне реально "процентов на 90" использовать российские строительные материалы.
"Где-то качество, возможно, будет чуть похуже, чем у импортных, но это не станет проблемой для стадиона. Сейчас у нас делают и керамогранит, и нормальную плитку, так что проблем не существует. Строительная база у нас хорошо развита", - пояснил Федун свою точку зрения "Московскому комсомольцу".
При этом, по его словам, все равно возникнет вопрос с оборудованием: "Главная проблема - телекоммуникационное оборудование. Хорошей "айтишной" инфраструктуры у нас не делают, а без нее нет телевидения".
Между тем, как пояснил "Интерфаксу" министр спорта, распоряжение правительства – лишь техническое постановление, дающее возможность заказчикам не проводить дополнительные конкурсы для внесения изменений в проекты.
По словам Мутко, речь не идет о намерении удешевить проекты стадионов. "Это не удешевление. Задача - удержатся в это ценовой гамме", - уточнил собеседник агентства, добавив, что внесение изменений в проекты связано, в частности, с ростом курса валют и подорожанием импортных стройматериалов.
При этом министр подчеркнул, что изменение условий госконтрактов на строительство стадионов никак не скажется на сроках их строительства и ввода в эксплуатацию: "Графики все утверждены, подписаны, так что ничего меняться не будет".
Подписанное распоряжение касается контрактов на строительство стадионов в Самаре, Саранске, Волгограде, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Длительность каждого государственного контракта превышает три года, цена составляет более 10 млрд рублей.