Технологии подвели 19.01.2010

Технологии подвели

На фоне уверенного роста грузооборота, продемонстрированного в 2009 году российскими портами, петербургский выглядит явным аутсайдером. Оборот порта в прошлом году упал на 16%, в то время как общий объем перевалки в российских морских портах вырос на 9%. Петербург подвела ставка на высокотехнологичные грузы: контейнеры, рефгрузы, автомобили. Именно их обработка в кризисном 2009 году серьезно упала. Но если объем перевалки контейнеров будет постепенно восстанавливаться, то ставка на перевозки автомобилей явно была ошибочной.
Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург в 2009 году снизился на 16%, до 50,4 млн т, сообщила вчера Ассоциация морских торговых портов. Снизились объемы перевалки грузов в контейнерах, минеральных удобрений и генеральных грузов. Значительнее всего (в восемь раз) снизилась перевалка лесных грузов. Зато перевалка сырья выросла: угля — на 9%, черных металлов — на 2%, цветных — на 21%, нефтепродуктов — на 5%.
В конце года падение грузооборота прекратилось. В декабре порт перевалил 3,8 млн т грузов, что на 1% больше, чем в декабре 2008 года. По словам директора по развитию агентства "Портньюс" Надежды Малышевой, сработал сезонный фактор. Перед Новым годом, как правило, увеличивается оборот товаров народного потребления, прибывающих в контейнерах, что повлияло на общие показатели порта.
"Пока рано говорить об устойчивой тенденции роста объема перевалки контейнеров, однако перспективы у этого сектора есть, — отмечает директор Агентства специальных исследований Рубен Тертерян. — По уровню контейнеризации российские порты серьезно отстают даже от портов Юго-Восточной Азии, поэтому ставка на развитие таких терминалов была вполне оправданна".
По мнению г-на Тертеряна, в текущем году падение грузооборота порта маловероятно, скорее всего, будет либо стагнация, либо небольшой рост. "В случае спада спроса на металлы со стороны Китая снизится перевалка этих грузов", — продолжает г-н Тертерян. Не ожидает роста он в сегменте перевозок автомобилей. "Установка на развитие автомобильных терминалов была ошибочной, с учетом того что в России открываются сборочные автопроизводства, ввоз готовых автомобилей в страну серьезно расти не будет", — полагает специалист.
В то же время Надежда Малышева отмечает, что в кризисный год ни одна из стивидорных компаний не прекратила инвестиционную деятельность. "Петролеспорт" в этом году ввел в строй новый паромный терминал, Четвертая стивидорная компания, входящая в группу "Морской порт "Санкт-Петербург", готовится к запуску нового контейнерного терминала. "Это означает, что компании рассчитывают на рост грузооборота в будущем и уже сделали задел для этого", — отмечает эксперт.
Всего, по данным Ассоциации морских портов России, грузооборот морских портов страны за 2009 год вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,2%, до 496,4 млн т. При этом операторы морских терминалов Северо-Западного бассейна перегрузили 223,3 млн т грузов (+3,9%), Южного бассейна — 180,9 млн т (+13,7%), Дальнего Востока — 92,1 млн т грузов (+14,6%).
АНДРЕЙ ЖУКОВ
19 января 2010г.
Источник: РБК daily